МЕГА
*ДНИ ИСКУССТВА В МЕГЕ

ВЫСТАВКИ

MEGA ART DAYS


РЕДИ МЕЙД.
ИСКУССТВО ПЕРЕВОПЛОЩАТЬ(СЯ?)
Посмотреть на привычные предметы иначе, увлечь себя мыслью о том, какие еще невидимые функции и новые смыслы скрыты внутри велосипедного колеса или сушилки для бутылок. Это ли не искусство?

Свобода, эволюция, небольшое хулиганство и безграничное творчество в искусстве, нравах и сердцах – мы предлагаем прочувствовать динамичный и немного сумасбродный дух XX века через явление реди-мейдов.

Нужно навести камеру смартфона на QR-код. В ту же секунду откроется окно, которое перенесет вас в мир реди-мейдов и расскажет, какие из них удивили мир и почему.

Что такое ready-made?
Что вы сегодня купили? Предмет одежды или бытовую технику, может быть, вы приобрели красивую вещь для дома или приехали сюда, чтобы закупиться продуктами. Вы удивитесь, но на самом деле, вы купили произведение искусства или то, что может им стать.

Ready-made в переводе — готовый предмет, это техника, в которой не творец создает произведение, а им становится купленный или найденный объект.
Эта вещь назначается произведением искусства, наделяется смыслом волей художника. Реди-мейд появился в 10-х годах прошлого столетия и стал революционным явлением художественного мира. В чем заключалась революция? Реди-мейд кардинально расширил понятие искусства. С этого момента искусством могло стать все, что назвали и признали таковым. Реди-мейд — это предметы повседневной жизни, превратившиеся в искусство. Искусство жизни.
МАРСЕЛЬ ДЮШАН
Марсель Дюшан — человек, который придумал Реди-мейд. А еще один из самых скандальных художников XX века.

Реди-мейд был придуман им не только ради эпатажного жеста. Дюшан поставил логическую точку в многовековой истории живописи. Изобразительное искусство стремилось к максимальному жизнеподобию, чтобы то, что было нарисовано походило на реальность вокруг нас. А что может быть больше похоже на предмет, чем он сам? В этот момент жизнь стала искусством.
Велосипедное колесо, 1913 год
Велосипедное колесо — это первый реди-мейд в истории. Это произведение возникло случайно, Марсель Дюшан в своих воспоминания написал: «В 1913 году мне пришла идея прикрепить велосипедное колесо к табуретке и посмотреть, как оно станет крутиться». По словам самого художника, наблюдать вращение колеса для него было сродни смотрению на огонь, это завораживает и успокаивает. Интересно, что это также считается первым произведением кинетического искусства, в котором объекты не статичны, а могут двигаться.

Велосипедное колесо создано для вращения, в реальной жизни это нужно чтобы велосипед двигался и развивал скорость.
Дюшан еще не осознанно совершил важное действие: взял бытовой предмет и лишил его прямой функции. Он посмотрел на велосипедное колесо просто как на форму, которая двигается определенным образом.

Но самым замечательным в реди-мейде является то, что его довольно просто сделать самому. Каждый может взять колесо от старого велосипеда, который уже давно стоит в гараже или в кладовке, перевернуть его и прикрепить к табуретке. Теперь вы знаете, как скоротать долгие зимние вечера, наблюдая за вращением колеса.
Сушилка для бутылок, 1914 год
«Сушилка для бутылок», наверное, единственный настоящий реди-мейд, здесь Дюшан выдержал все свои правила касательно выбора предмета. Сушилка была куплена в обычном парижском магазине, никак не видоизменялась и не дополнялась художником. Название указывает на сам предмет, не добавляя какого-либо смыслового содержания. Художник как человек, который формирует какие-либо смыслы произведения, здесь устраняется. Главная роль отдается зрителю, который при желании может не признавать это искусством, у него могут родиться свои ассоциации к этой форме и, наконец, он может сам придать смысл этой сушилке для бутылок.
Интересно задуматься о том, кто автор произведения: дизайнер, который придумал форму, рабочий, который собрал сушилку, Марсель Дюшан, который выставил ее в галерее или зритель, который смотрит на нее? На этот вопрос нет однозначного ответа. Фигура автора оказалась размытой, художник в старом понимании, как мастер, творец с большой буквы, исчез.
Фонтан, 1917 год
Что может быть дальше от высокого искусства чем писсуар? Но, повседневный, даже низменный предмет оказался одним из центральных произведений искусства XX века.

По одной из версий Дюшан увидел этот писсуар на витрине магазина сантехники, прогуливаясь по 5-ой Авеню в Нью-Йорке, по другой, ему его подарила подруга-художница. Не так важно, как он попал к нему в руки, важно, что художник перевернул его, поставил на постамент и подписал в углу псевдонимом Ричард Матт (что можно перевести как дурак).
Он назвал это произведение «Фонтан» и отправил на выставку. Курьезности ситуации добавило то, что он сам же и состоял в комиссии по отбору работ, куда он отправил свой «Фонтан». Но несмотря на это, комиссия не приняла работу, с формулировкой: «Это не искусство», а сам писсуар, по слухам, выкинули или он пропал. Оригинальное произведение известно только по фото из газет, в которых было много споров по его поводу.
ЖОАН МИРО
Жоан Миро - испанский художник, который за свою жизнь несколько раз сильно менял свой стиль. Миро постоянно находился в поиске, пробовал новые материалы и темы.

Но все же, главный этап его творчества связывают с абстрактными рисунками и живописными полотнами, которые на первый взгляд напоминают детское творчество. Но, за наивностью цветов и форм, стоит многогранное сюрреалистическое содержание.

Миро известен прежде всего своей живописью, но его реди-мейды, не столь знаменитые, представляют большой интерес.
Сидящая женщина и ребенок, 1967 год
Нельзя назвать это реди-мейдом в полном смысле слова, скорее это скульптура, в которой использован предмет мебели. В работе «Сидящая женщина и ребенок» явно видны эксперименты Миро по преодолению живописи и двумерного холста. Это похоже на его стиль рисования, но все формы стали объемными.

Произведение состоит из нескольких частей: сидушка стула зеленого цвета обозначает колени сидящей женщины, спинка стула — ее спина, а синий круг с красным комком в центре — голова.
Ребенок на коленях матери превратился в маленький красный выступ на зеленом фоне. Многовековая традиция изображения женщины с ребенком, Мадонны с младенцем, полностью здесь переосмыслена. Два персонажа превратились в цветовые намеки. Миро удалось остаться абстрактным художником, использовать чисто геометрические формы, но он разместил их на реди-мейде, на этом черном стуле, что позволило считать их весьма конкретно как части тела героев.
Объект, 1936 год
Перечисление предметов, из которых состоит «Объект», само по себе довольно поэтично. Чучело попугая на деревянной ветке, бархатный чулок с шелковой подвязкой и бумажный башмак куклы, подвешенные в полой деревянной раме. А еще пробковый мяч, целлулоидная рыба и гравированная карта, в основании всего находится шляпа. Миро создал композицию из разных и сложных предметов. Возникает ощущение, будто художник их выбрал случайным образом.
Миро составил их вместе как объемную абстракцию, тем самым предложив воспринимать каждую из этих вещей просто как форму с определенным цветом и фактурой. «Объект» интересно рассматривать со всех сторон, при любой смене угла зрения появляется новая картина.
Глаз привлекает бриллианты, 1974 год
В этом реди-мейде Миро зашифровал очень жизненную историю. Это мужчина, который под дождем ожидает девушку на свидании. Раскрытый зонт напоминает о погодных условиях, а искусственные цветы о поводе. Фигура мужчины сделана из стенки деревянного ящика, на ней видны служебные пометки о грузе. Миро дополнил поверхность дерева нарисованными абстрактными формами: черной горизонтальной линией и красно-черной каплей с желтым кругом внутри.
Необычным названием Жоан Миро намекнул на историю, заложенную в работе, но далее никак ее не пояснил ее. Если задать себе вопрос, вытекающий из названия: а глаз привлекает бриллианты? Ответ будет отрицательный, бриллианты неодушевленный предмет, их не может ничего привлечь. И это стало метафорой безответной любви, далекая девушка как бриллианты, на которые смотрит глаз — этот мужчина с зонтом и цветами. И явно бриллианты привлекают глаз, но глаз привлекает бриллианты?
САЛЬВАДОР ДАЛИ
Для Сальвадора Дали как нельзя лучше подходит выражение «жизнь как искусство».

Он не только был плодовитым мастером, создал огромное количество работ в разных техниках от живописи до инсталляции, но он всего себя: образ, публичные появления и даже биографию превратил в произведение искусства.

Сальвадор Дали заявлял — «Сюрреализм — это я», и поэтому все, что его окружало, было сюрреалистичным.
Телефон-омар, 1936 год
«Телефон-омар», также известный как «Телефон-афродизиак» изначально возник на картине 1935 года и только немного погодя был воплощен в объеме. Этот арт-объект представляет собой реальный телефон, а на его трубку прикреплен гипсовый муляж омара. Позднее у этой работы появилось несколько повторений, в некоторых, черный телефон заменили на белый.

Художник соединил искусственное и природное, чтобы получить, как он говорил «желаемую машину».
В своей автобиографии «Тайна жизнь Салвадора Дали» художник позднее напишет: «Не понимаю, почему, когда я заказываю в ресторане жареного лангуста, мне никогда не подают отварной телефон; а еще не понимаю, почему шампанское всегда пьют охлажденным, а вот некоторые телефонные трубки, которые обычно бывают такими отвратительно теплыми и неприятно липкими в прикосновении, никогда не подают в тех же серебряных ведерках и не обкладывают колотым льдом». Соединение несоединимого, абсурд и ирония — яркие проявления стиля Сальвадора Дали.
Корзинка с хлебом, 1945 год
В Театре-музее Дали выставлено полотно «Корзинка с хлебом», на котором максимально правдоподобно изображен кусок батона в плетеной корзине, которая стоит на краю стола. А прямо под этой картиной находится реальная корзинка с точно таким же хлебом, только полностью покрытым золотой краской. Этот хлебный ломоть является раскрашенным реди-мейдом. Дали стремился в полотне достичь максимального реализма. А предмет, словно взятый из этого натюрморта, усиливает эффект.
Хлеб — такая простая и базовая пища, которая есть у всех на столах.
Но для Дали он стал знаковым образом в его творчестве, прежде всего символом жизненной силы. Булки, буханки, калачи, батоны, хлеб всех форм и размеров мы можем встретить в работах Дали. Причем не только в живописи, но и в объектах. В знаменитом «Ретроспективном бюсте женщины», художник положил девушке на голову длинный багет вместо головного убора. А часть стен его театра-музея в Фигерасе покрыта золотыми буханками необычной формы, традиционной для Каталонии-родины художника.
Губы Мэй-Уэст, 1937 год
Это один из самых узнаваемых образов XX-го столетия.

Алый, сатиновый диван в форме губ актрисы соединил в себе роль произведения искусства и предмета мебели. Его нельзя назвать настоящим реди-мейдом, поскольку это не найденный готовый объект, но здесь Дали как никогда близок, чтобы сломать грань между искусством и реальною жизнь. Эта форма и цвет губ стали знаковыми, и сам диван превратился в часть поп-культуры. А губы стали одни из сквозных символов в творчестве Дали. Их можно найти в других его работах: губы — это сексуальность, женственность, тайна.
В 1974 году Дали снова вернулся к своему произведению и вместе с дизайнером Оскаром Тускетс Бланкой доконца воплотил рисунок в объемную комнату. В этом зале с портретом Мэй Уэст в Театре-музее Дали в Фигерасе всегда много зрителей, которые хотят увидеть воплощенную во плоти иллюзию. А с 2004 диваны-губы стали выпускаться в разных цветах для продажи. Этот образ преодолел длинный путь от рисунка к арт-объекту и в итоге к предмету массового потребления.
МАН РЭЙ
Ман Рэй, урожденный Эмануэль Радзинский, художник родом из Америки, но построивший творческую карьеру во Франции. Ман Рэй не только художник, но также фотограф и кинорежиссер, поэтому он оказал влияние сразу на несколько видов искусства.

В работах этого художника можно найти юмор, с помощью которого он мог комментировать абсурдность окружающего мира. Ман Рэй находился между сюрреализмом и дадаизмом, являлся связующим звеном этих двух направлений искусства первой половины XX века.

Реди-мейды Ман Рэя подразумевают действие, которое можно с ними совершить, они не статичны. Поэтому, важно не только смотреть на объекты, но и читать комментарии художника. На выставке вы можете узнать информацию про три самых известных реди-мейдах Ман Рея: «Подарок», «Объект для уничтожения» и «Эмак Бакия».
Объект для уничтожения (или Неуничтожимый объект), 1923 год
Это произведение представляет собой метроном, с фотографией глаза, прикрепленной на маятник. Ман Рэй — художник, который оставил подробные комментарии к своим работам. Поэтому мы знаем процесс создания этого реди-мейда: «Когда я рисовал, я всегда работал под метроном — точно так же, как это делал бы пианист — ритм маятника регулировал ритм моих мазков. Но мне все еще нужна была публика, поэтому я прикрепил к маятнику фотографию глаза, и когда он качался, у меня создалось впечатление, что кто-то наблюдает, как я рисую.»
«Объект для уничтожения», когда он был представлен публике сопровождала инструкция: «Вырежьте глаз из фотографии того, кто был любим, но кого вы больше не видите (глаз в работе Ман Рэя принадлежал его возлюбленной того времени). Прикрепите глаз к маятнику метронома и отрегулируйте его так, чтобы достичь нужного вам темпа. Дождитесь остановки маятника. Взяв в руки молоток, хорошенько прицельтесь и попробуйте разрушить всю конструкцию одним ударом».
Emak Bakia, 1926 год
Эта работа носит то же название, что и авангардный фильм, снятый Ман Рэем в этот период. В одноименном фильме был показан этот объект. А словосочетание «Эмак Бакия» переводится как «Оставь меня в покое».

В 1926 году Ман Рэй нашел сломанный гриф виолончели на блошином рынке в Париже. Эта часть музыкального инструмента выглядела сухой и изношенной. Желая в свойственной ему ироничной манере подчеркнуть возраст виолончели, он решил дополнить гриф длинной седой бородой. На том месте, где раньше были струны, появилась копна белых конских волос.
Вероятно, помимо старины найденного объекта, художника привлекла красивая спираль грифа. Эта форма всегда волновала Ман Рэя, он так писал о ней:«Природа, от морской раковины до галактики, полна спиралей: когда я был молодым человеком, я уже был одержим этой формой; Когда я работал рисовальщиком, меня очаровывали кривые, спирали, параболы, гиперболы». Ман Рей — художник, который видел красоту в мелочах, в разных сторонах жизни. Возможно, именно поэтому ему так легко удавалось превращать простые предметы в произведения искусства.
TRANSLATOЯ / ТРАНСЛЯТОР, 2020
Художник: Яома Бантик

Куратор: Алексей Шахов
В своём творчестве Рома Бантик исследует человека и его место в этом мире. Мы все застряли где-то между реальным и цифровым, между закрытым и открытым, между статичной картинкой и динамичными сценами.

«Транслятор» Ромы состоит из двух частей, объединённых идеей поиска своего места. На экране движется слово «человек», написанное на разных языках, вместе с фрагментами оцифрованных работ художника. На вращающихся трубах – монохромная живопись Ромы, вдохновлённая словом «человек», поверх зелёного хромакея, который можно заменить любым другим изображением через приложение для зелёного экрана в смартфоне. Достаточно набрать в AppStore или Google Play «Зелёный экран» и найти приложение по вкусу. Художник считает, что именно зритель всегда вносит финальные штрихи в любую работу, проживая ее, ощущая и видя что-то своё.


«Транслятор — это глобальное предложение порассуждать на тему современного человека и из чего он состоит. Трубы динамичны, если стоять с камерой, то почти невозможно поймать два одинаковых кадра, две одинаковых картины. Как и не найти двух одинаковых людей. Это разговор про мультикультурность планеты и ее масштабы», — Яома Бантик.

Скульптура «Транслятор» является частью серии «igяa 2.0 — поэзия жизни», где Рома Бантик помещает свои работы вместо белых стен в повседневный мир: квартира, подъезд, дом, двор, супермаркет или торговый центр. Таким образом окружающая действительность вместе с обычными вещами и предметами внутри становится настоящим выставочным пространством.



ИСКУССТВО ОТПУСКАТЬ
2020 - необычный год. И у каждого из нас есть эмоции, которые необходимо отпустить. Навсегда. Для легкости, свободы и счастья. Воспользуйтесь этой возможностью!

Напишите, что для вас было самым сложным, тяжелым или грустным в 2020 году. Отправьте записку в наш куб-шредер. И отпустите. В ту же секунду появится место для приятных волнений и добрых эмоций! Станет легче, мы проверяли :)



ИСКУССТВО МЕЧТАТЬ
Светлые мысли и мечты так нужны каждому из нас. Когда думаешь о хорошем, оно обязательно приходит в твою жизнь. Нужно просто разрешить этому случиться!

Мы уверены, что чем больше ясных мыслей и мечтаний будет в воздухе, тем больше добра, удачи и счастья сконцентрируется вокруг! И ведь это бесплатно :) Загадай желание и напиши о своей мечте. Или просто отправь приятное послание всем, кто проходит мимо.

Нужно навести камеру смартфона на QR-код, который ведет в приложение menti.com, и в открывшемся окне написать свою мечту



ЧИСТЫМ ИЗ ВОДЫ НЕ ВЫЙТИ, 2020
Художник: Илья Мозги

Куратор: Алексей Шахов
Екатеринбургский уличный художник, известный своими острыми и западающими в душу текстовыми работами, обращается к теме безответственного отношения человека к окружающей среде.

Илья залил одежду на манекенах нефтепродуктами, чтобы сравнить их с морскими обитателями, страдающими от разлива нефти в мировом океане. Многие водоёмы на Земле стали чрезвычайно токсичными для морской флоры и фауны.
А ведь жить в гармонии с окружающим миром – целое искусство. И нам следует его развивать.

«Уничтожение морской среды является результатом не только нерациональной и чрезмерной эксплуатации природных ресурсов, но и того, что люди принимают море за мусорную яму. Будущее человечества запятнано, как одежда, на которую вы смотрите, и расплачиваться за это придется нашим детям», — Илья Мозги.